Home
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Печать

УДК 342.4  

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

© 2017 г. Т.Р. Зайцева

Российская академия

народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

119571 Москва, проспект Вернадского, 82

The Russian Presidential

Academy of National

Economy and Public Service

82, Vernadskogo Ave.,

Moscow, 119571

В данной статье произведен анализ основных конституционных принципов в правовой системе КНР и раскрыта особенность их «китайской специфики». Также приводится сравнительный анализ различающихся подходов китайских и западных правоведов к определению конституционных принципов.

Ключевые слова: Китай, КНР, принципы, Конституция, верховенство закона, китайская специфика, народный суверенитет, равенство национальностей, социализм, коммунистическая партия, демократическая диктатура народа.

This article analyzes the basic constitutional principles in the PRC legal system; discloses feature of their "Chinese characteristics." It also provides a comparative analysis of different approaches of Chinese and Western lawyers to the definition of constitutional principles.

Keywords: China, PRC, the principles of the Constitution, the rule of law, Chinese characteristics, people’s sovereignty, equality of nationalities, socialism, the Communist Party, people’s democratic dictatorship.

На основании исследования Конституции КНР можно выделить ряд фундаментальных конституционных принципов, представляющих собой основу формирования самой Конституции, а также социальных и национальных ценностей современного китайского общества и государства.

На сегодняшний день не существует единого мнения среди ученых-правоведов в отношении количества принципов в конституционном праве КНР. Тем не менее, ученые сходятся во мнении, что существует две категории принципов. В первую категорию входят принципы, которые позволяют выделить Конституцию КНР среди основных законов других стран [1, с. 132]. Данным принципам присущи «китайская специфика», и они заложены в качестве ведущих принципов Конституции КНР. Исходя из шестого абзаца Преамбулы Конституции КНР, таких принципов можно выделить четыре: руководящая роль Коммунистической партии Китая, руководство принципами Марксизма-Ленинизма и идеям Мао Цзэдуна, принцип демократической диктатуры народа и принцип приверженности социализму [2]. Следующая группа включает в себя те принципы, которые также важны, но присущи и другим странам. Исходя из Конституции можно выделить следующие принципы такого рода: принцип народного суверенитета, верховенство закона, защита основных прав человека, равные права народов, проживающих на территории КНР.

Принцип руководства Коммунистической партии Китая. В преамбуле Конституции перечислены четыре важных события истории Китая: революция 1911 г. (которая, в свою очередь, привела к образованию КНР), основание КНР, переход от новой демократической к социалистической системе. За исключением революции 1911 г., остальные три события совершились под руководством КПК. Таким образом, многие ученые считают, что без Коммунистической партии не могла возникнуть Китайская Народная Республика. Тем не менее существует спор в отношении того, нужно ли было включать данный принцип в преамбулу Конституции после того, как было образовано государство и Конституция была издана.

Согласно данному принципу граждане Китая должны принимать любое решение, принятое КПК, «даже если большинство граждан не поддерживают эти решения, они обязаны их исполнять согласно положениям Конституции, что противоречит принципам демократии»[3, с. 37].

На сегодняшний день в Китае существуют 8 партий помимо КПК, и может создаться впечатление, что в КНР существует многопартийная система, однако в связи с признанием руководящей роли партии в преамбуле Конституции, участие других партий во всеобщих выборах стало невозможны.

Существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой Преамбула Конституции КНР носит декларативный характер и не имеет юридической силы. Однако в таком случае роль КПК КНР была бы ограничена ст. 5 Конституции КНР, в соответствии с которой «Все государственные органы и вооруженные силы, политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения должны соблюдать Конституцию и законы». То есть, КПК КНР была бы приравнена к остальным партиям. Тем не менее, большинство правоведов считают Преамбулу неотъемлемой частью Конституции, имеющей соответствующую юридическую силу.

Принцип руководства идеями Марксизма-Ленинизма и Мао Цзэдуна. Конституция Коммунистической партии КНР и Конституция КНР закрепляют за теорией Марксизма-Ленинизма статус официальной идеологии. Так, в соответствии с Конституцией КПК КНР, «Коммунистическая партия Китая в своей деятельности руководствуется теорией марксизма-ленинизма и идеями Мао Цзэдуна…». Однако стоит отметить, что в современном китайском обществе все меньше и меньше людей верят в осуществимость достижения коммунизма, и вполне вероятно, если государственная власть перейдет к другой партии, то, скорее всего, эта партия откажется от идеи построения коммунистического общества. Также, учитывая экономическую политику, осуществляемую настоящим правительством, можно прийти к выводу о том, что руководство партии не придерживается в полной мере провозглашенным идеям коммунизма.

Принципы руководства КПК КНР и руководства идеями марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна являются взаимодополняющими друг друга принципами. Официальный статус идеологии марксизма делает невозможным продвижение других идей и теорий среди населения иными политическими партиями и движениями в целях получения поддержки. То есть, продвижение отличных от марксизма-ленинизма идей о государстве и праве среди населения оппозиционными политическими партиями запрещено Конституцией. «Официальное признание теории Марксизма-Ленинизма и идей Мао Цзэдуна способствует укреплению руководящей роли КПК КНР и, следовательно, выступает препятствием по внедрению демократических институтов» [4, с. 27]. Стоит отметить, что из-за закрепления данного принципа в Преамбуле Конституции КНР, некоторые правоведы оспаривают обязательность его применения.

Принцип демократической диктатуры народа. Статья 1 Конституции КНР закрепляет, что «Китайская Народная Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян» [5]. Данный принцип является воплощением идеи «диктатуры пролетариата» в китайском государственном праве.

Принцип демократической диктатуры народа неразрывно связан с идеей преобразования рабоче-крестьянской республики в народную республику, которую озвучил Мао Цзэдун в своем докладе на совещании партийного актива еще 27 декабря 1935 г. Такую необходимость Мао Цзэдун обосновал тем, что «…правительство представляет не одних только рабочих и крестьян, а всю нацию» [6, с. 260]. Разумеется, такая народная республика должна была преимущественно выражать интересы рабочих, крестьян и городской мелкой буржуазии.

Официально термин «демократической диктатуры народа» появился в 1948 г. в новогоднем обращении-статье Мао Цзэдуна, где он призывал китайский народ довести начатую революцию до конца для «…создания республики демократической диктатуры народа, руководимой пролетариатом и основанной на союзе рабочих и крестьян» [7, с. 369]. Позже понятие данного термина было развито и детально описано в статье Мао Цзэдуна «О демократической диктатуре народа»[8, с. 510]. Раскрывая понятие «демократической диктатуры народа», Мао Цзэдун утверждал, что победившие классы «…осуществляют диктатуру ... над …помещичьим классом и бюрократической буржуазией, …подавляют их…и не позволяют им ни в словах, ни в действиях переходить границы дозволенного». В то же время народ «…пользуется свободой слова, собраний, союзов и т.д. Сочетание этих двух сторон – демократии внутри народа и диктатуры над реакционерами — и представляет собой демократическую диктатуру народа». В последующем теория Мао Цзэдуна была развита Дэн Сяопином. Он утверждал, что демократическая диктатура народа — это диктатура пролетариата с китайской спецификой [9].

Принцип демократической диктатуры народа, закрепленный в ст.1 Конституции КНР отражает ее классовый характер. В ст.1 Конституции КНР 1954 г. Китайская народная республика характеризовалась как народное демократическое государство [10]. В 1975 г. данный термин был изменен на «диктатуру пролетариата» [11] и принятие в 1978 г. новой Конституции не внесло никаких изменений.

Таким образом, принцип демократической диктатуры народа можно охарактеризовать через понимание демократии и диктатуры. Демократия относится к народу, который определяется как рабочие, крестьяне, мелкая и национальная буржуазия, интеллигенция и другие, кто поддерживает социализм. Диктатура в свою очередь относится к врагам социализма. Стоит отметить, что в нормативно-правовых актах не содержится определения «враждебных сил», на которых направлена обозначенная диктатура и, следовательно, некоторые правоведы обращают внимание на опасность данной ситуации. «Так как деятельность любой политической организации, не соответствующая политике Партии и направленная на защиту демократических принципов, может быть признана враждебной и к ней могут применяться жесткие меры наказания» [4, с. 31].

Принцип приверженности социализму. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Конституции КНР «Социалистический строй является основным строем Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или частным лицам подрывать социалистический строй». Принцип приверженности социализму определяет экономическую основу КНР, что находит свое подтверждение в статьях 6, 7, и 8 Конституции КНР. Смысл положений данных статей сводится к следующему: «Основа социалистической экономической системы Китайской Народной Республики – социалистическая общественная собственность на средства производства». Однако разрешается параллельное развитие других форм собственности при доминировании общественной собственности. Доминирование выражается в том, что государство «гарантирует укрепление и развитие сектора экономики, основанной на государственной собственности».

Основываясь на работах современных правоведов Китая и основных законах, можно сделать вывод о том, что социализм, которого придерживается КНР, является социализмом с «китайской спецификой». Специфика китайского социализма выражается в наличии социалистической рыночной экономики, то есть социализм сочетается с рыночной экономикой [12]. Однако в правовой и экономической литературе нет ясного понимания различий между социалистической и капиталистической рыночной экономиками.

Таким образом, четыре фундаментальных конституционных принципа имеют ярко выраженный политический контекст. Все они декларируют незыблемость социалистического строя и создают законные основания принадлежности государственной власти Коммунистической партии Китайской Народной Республики, что и выделяет Конституцию КНР среди других стран.

Принцип суверенитета народа (народный суверенитет). Сущность народного суверенитета состоит в том, что единственным источником власти в государстве является народ. Согласно ст. 2 Конституции КНР «Вся власть в Китайской Народной Республике принадлежит народу». Далее уточняется, что «Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней. Народ в соответствии с положениями закона различными путями и в различных формах управляет государственными, хозяйственными, культурными и общественными делами». По мнению ученых-правоведов Китая, сущность народного суверенитета заключается в том, что суверенитет принадлежит народу, правительство получает власть от народа, следовательно, создание правительства должно быть одобрено народом и осуществляемая власть государством должна быть под контролем у народа. Утверждается, что во взаимоотношениях государства и народа народ выступает в качестве доверителя, а органы государственной власти доверенными лицами [13, с. 53]. Таким образом, конституция является неким соглашением в обществе между народом и его доверенными лицами, которое регулирует их взаимоотношения.

Осуществление принципа народного суверенитета является основой функционирования системы народных представителей и одновременно выступает ее главной задачей.

Принцип верховенства закона. Принцип верховенства закона является одним из общепризнанных принципов конституционализма.В государственное право КНР данный принцип был официально введен в 1996 г. Программой Национального Экономического и Социального развития в Девятой Пятилетке, одобренной КПК КНР. Конституционными поправками 1999 г. принцип верховенства закона был включен в текст Конституции КНР. Так, в п. 1 ст. 5 Конституции КНР было внесено, что «Китайская Народная Республика управляет государством на основе закона и стремится к построению социалистического правового государства». Согласно пунктам 2 и 3 ст. 5 Конституции КНР: «Государство обеспечивает единство и соблюдение социалистической законности», «Никакие законы, административные положения и местные положения не должны противоречить Конституции». Эти положения хотя и представляют собой принцип единства социалистической законности, но они также являются проявлением принципа верховенства закона.

Несмотря на то, что взгляды ученых-правоведов Китая во многом схожи с взглядами их коллег из Западных стран, практическая реализация принципа верховенства закона в КНР далека от идеала главным образом из-за того, что страна долгое время управлялась в соответствии с противоположными идеями и требуется много времени для закрепления сущности принципа верховенства закона в правовом сознании граждан КНР.

Равноправие народов, проживающих на территории КНР. На территории современного Китая проживает 56 национальностей, среди которых народ 汉族 (Хань) составляет большинство – около 90% всего населения. Отношения между всеми этими национальностями очень сложные в виду того, что каждая национальность относится к различным конфессиям и культурным сообществам. Кроме того, существует и проблема самоопределения национальных меньшинств. В связи с этим государству приходится регулировать межнациональные отношения соответствующим образом.

Конституция КНР в ст. 4 закрепляет равноправие всех национальностей как один из конституционных принципов. В соответствии с данным принципом все национальности пользуются равными правами, дискриминация или угнетение национальных меньшинств строго запрещены. Такого рода равноправие означает, что каждая национальность независимо от количества населения, уровня экономического и социального развития, схожих и различающихся обычаев и религиозных убеждений является частью Китайской нации и пользуется равным политическим и правовым статусом. Также запрещаются действия, направленные на подрыв сплоченности между национальностями и их раскол. Из смысла Конституции КНР вытекает, что предоставление равных прав не влечет за собой выход какой-либо из национальностей из состава государства. В соответствии с принципом равноправия национальностей государство активно привлекает представителей всех национальностей в управление делами государства.

Государство оказывает национальным меньшинствам финансовую, материальную и техническую помощь с целью ускорения развития экономического и культурного строительства. Равенство национальностей включает в себя, кроме всего прочего, использование и развитие собственного языка и письменности, сохранение или изменение своих нравов и обычаев, так как язык и письменность являются важными составными частями национального самосознания.

Защита основных прав человека. Ученые-правоведы Китая в основном придерживаются общепринятых принципов прав человека. Однако среди ученых-правоведов есть и такие, кто утверждает, что концепция прав человека в буржуазных странах отличается от социалистической концепции прав человека. Главная разница в этом аспекте приводится к пониманию сущности права собственности, «которая в буржуазных странах скрыта за термином «равноправие» [14, с. 112]. Кроме того, некоторые ученые считают, что права человека зависят от статуса личности в обществе и иногда права человека достигаются путем борьбы.

Нормы Конституции КНР, охватывающие сферу защиты основных прав человека, можно разделить на два вида: первое – нормы принципы, которые провозглашают защиту прав человека одним из основных задач государства. К таким можно отнести ст. 33 Конституции КНР, согласно которой «Государство уважает и обеспечивает права человека». Таким образом, данная поправка является выражением стремления государства защитить основные права граждан, а также она выступает правовой основой для дальнейшего регулирования данного вопроса другими специальными законами.

Во вторую группу входят нормы, конкретизирующие и закрепляющие конкретные виды прав человека. К ним относятся ст.ст. 33-50, которые перечисляют основные права и свободы граждан.

Таким образом, основные конституционные принципы, закрепленные в Конституции Китайской Народной Республики, схожи и даже идентичны с Западными странами. Однако имеются и отличающиеся принципы, которые выражают китайскую специфику. Данная специфика заключается в идеологическом характере Конституции и направлена на поддержание социалистического режима и закреплению государственной власти Коммунистической партии КНР.

Литература

  1. Джан Чинфу. Сеньфа сюэ дибэнь юаньли. 宪法学基本原理 (Основные принципы Конституционного права) // Журнал литературы социальных наук. 1994. № 4.
  2. Конституция КНР (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) // СПС Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики // URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Constitution/ node_2825.htm
  3. Дун Хэпхин, Хань Даюань, Ли Шуджун. Сеньфа сюэ. 宪法学 (Конституционное право), Пекин: Издательский дом Права. 2000. С.37.
  4. Lin Feng. Constitutional Law in China. Sweet & Maxwell Asia. Hong Kong. 2000.
  5. Конституция КНР (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.), статья 1 // СПС Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики // URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Constitution/ node_2825.htm
  6. Мао Цзэдун. О тактике борьбы против японского империализма. 27 декабря 1935 г. // Избранные произведения. Т.1. М., Издательство иностранной литературы, 1952.
  7. Мао Цзэдун. Довести революцию до конца. 30 декабря 1948 г. // Избранные произведения. Т.4. Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1969.
  8. Мао Цзэдун. О демократической диктатуре народа. 30 июня 1949 г. // Избранные произведения. Т.4. Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1969.
  9. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой. // Жэньминь жибао. Пекин, 1984 г. (Den Xiaoping. Socialism with Chinese characteristics. // The People’s Daily. Beijing. 1984). URL:http://neamathisi.com/new-learning/chapter-4-learning-civics/deng-xiaoping-socialism-with-chinese-characteristics
  10. Конституция КНР (1954) (Принята на первой сессии ВСНП КНР первого созыва 20 сентября 1954 года.) (Constitution of the People’s Republic of China (Adopted on September 20, 1954 by the First National People’s Congress of the PRC, at its first session // Peking, Foreign Languages Press. 1954) // Пекин. Издательство на иностранных языках. 1954.
  11. Конституция КНР (1975) статья 1. (Принята на первой сессии ВСНП КНР четвертого созыва 17 января 1975 года) (Constitution of the People’s Republic of China Article 1. (Adopted on January 17, 1975 by the Fourth National People’s Congress of the PRC, at its first session) // СПСВСНПКНР. URL:http://www.npc.gov.cn/wxzl/wxzl/2000-12/06/content_4362.htm
  12. Поправки к Конституции КНР (от 29 марта 1993). Принятона 5-ойсессииВСНП 8-госозывав 1993 г. (Constitutional Amendments from March 29, 1993. Adopted by the Eighth NPC of PRC at its fifth) // СПСВСНПКНР. URL: http://www.npc.gov.cn/englishnpc/Law/2007-12/05/content_1381974.htm
  13. Xu Chongde. Niu Wenzhan. Constitutional law in China. The Netherlands, Kluwer Law International BV, 2013.
  14. Qianfan Zhang. The Constitution of China. A contextual analysis. Oregon. 2012.