Home Выпуски 2013 Февраль
ГУМАНИТАРНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ Печать

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО: ТЕНДЕНЦИИ ГУМАНИТАРНОГО РАЗВИТИЯ

УДК   341.1/8

ГУМАНИТАРНЫЕ ПРИНЦИПЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ

ИЗМЕРЕНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

© 2013 г.   И.А. Умнова, И.А. Алешкова, В.М. Дуэль

Российская академия правосудия

117418, г. Москва, Новочерёмушкинская, 69, корп. «а» 

Russian Academy of Justice

69 Corps "A", Novocheremushkinskaya st., Moscow, 117418

В статье рассматриваются гуманитарные принципы в системе источников права, анализируется система международно-правового и конституционного регулирования данных принципов.

 

Ключевые слова: гуманитарные принципы, источник и форма права, международно-правовое измерение, конституционное измерение.

The authors examine the humanitarian principles in the system of sources of law, analyse the system of international law and constitutional regulations of these principles.

 

Keywords:  humanitarian principles, sources and form of law, international law dimension, constitutional dimension.

В современную эпоху глобализации права существенно изменился взгляд на принципы права, их классификацию и место в международной и национальных правовых системах.

Появление терминов «общие принципы», «фундаментальные принципы», «основополагающие принципы», «общепризнанные принципы», «универсальные принципы» и другие категории, подчеркивающие значимость тех или иных принципы права, инициирует научные исследования в публичном праве по определению их понятия и содержания. Относительно новым следует признать и выдвижение понятия «гуманитарные правовые принципы» в широком смысле, выходящего далеко за узкое понимание принципов гуманитарного права [1]. По своей сущности гуманитарные принципы – это принципы гуманизма [2, c. 73-74], отвечающие природе человеческих потребностей. Это идеи, руководящие начала, ориентиры поведения, отражающие подлинные интересы человека и человечества в целом. Особенностями этих принципов является то, что, выступая источником права, они формализуются в особые нормы-принципы (нормы-цели, нормы-ценности).

Право – уникальный и эффективный регулятор общественных отношений. Развитие права – длительный исторический процесс. В научной литературе обоснованно отмечается, что, несмотря на свою ценность, вопрос об источниках права является актуальным, поскольку происходит в процессе развития накопление новых научных фактов, что неизбежно заставляет пересматривать старые концепции, выдвигать новые теории.

И.Л. Честнов обосновано отмечает, что истоки права целесообразно рассматривать с двух точек зрения: генезиса права и его социокультурной обусловленности. Оба эти момента (генетический (исторический), или диахронный, и структурный (механизм воспроизводства), или синхронный) взаимодополняют друг друга [3].

Свои истоки право [4] берет еще от мононорм и в процессе развития приобретает определенные формы и черты. В современный период государства в рамках своих национальных территорий предусматривают определенные источники и формы права.

В юридической литературе источники права принято подразделять на: источники права в материальном, идеальном смысле и юридическом смыслах [5].

Рассматривая источники права в формально-юридическом смысле, в юридической науке принято выделять: нормативный договор, нормативный правовой акт, правовой обычай, религиозные тексты, юридическую доктрину, судебный прецедент.

Наряду с понятием источник права, в научной литературе используется понятие «форма права». Форма права – многозначное и многогранное явление. Форма права характеризуется не только его внутренней структурной организацией, но и разнообразием внешнего выражения [6].

В юридической науке выделяется два основных подхода, связанных с соотношением «источники права» и «формы права». Первый подход состоит в отождествлении данных понятий; второй характеризуется рассмотрением понятий «источник права» и «форма права» как несовпадающих друг с другом [7].

Так, Марченко М.Н. отмечает, что в философском аспекте форма права представляет собой способ организации, существования и выражения содержания права. В социологическом аспекте она выражает определенные социальные реалии. В формально-юридическом аспекте она проявляется в особенностях внешнего выражения той или иной формы права и может пониматься как способ (прием, средство) внутренней организации и внешнего выражения права, а именно выражения содержащихся в нормах права правил поведения [8]. В этом смысле понятия «форма права» и «источник права» рассматриваются как синонимы.

Ершова Е.А., разграничивая понятия «источник права» и «форма права», относят к источникам права: 1) практику как многократное и единообразное повторение соответствующего поведения физических и юридических лиц, обеспеченную их применением; 2) соглашения государств, юридических и физических лиц, содержащие нормы права; 3) деятельность правотворческих органов, управомоченных юридических и физических лиц, выражающуюся в принятии соответствующих нормативных правовых актов. По мнению Ершовой Е.А., правовая практика в России существует в форме правовых обычаев и правовых принципов; соглашения в форме многосторонних и двусторонних нормативных договоров (конвенций, пактов и т.д.) государств. Результаты деятельности правотворческих органов, управомоченных юридических и физических лиц имеют форму нормативных правовых актов, содержащих нормы права [9].

Придерживаясь позиции о необходимости разграничения понятий «источник права» и «форма права», полагаем, что в современных цивилизованных государствах в качестве источника права должны рассматриваются наряду с другими источниками права гуманитарные принципы, а формой их закрепления или выражения могут быть  нормативный договор, нормативный правовой акт, правовой обычай, религиозные тексты, юридическая доктрина, судебный прецедент, имеющие, как правило, определенные подсистемы.

В современный период принципы права в юридической литературе исследуются, исходя из того, как их формулируют законодатель. Так, например, поскольку ст.15 Конституции РФ содержит термин «общепризнанные принципы», соответственно большинство российских ученых исследуют данную правовую категорию [10]. При этом ни одно из определений и классификаций не нашли должного признания. Как справедливо отмечает М.И. Байтин, перечисление принципов производится без обоснования их системы и опоры на концептуальную основу их выделения [11].

В общем понимании принципы – это ключевые положения, выражающие руководящие начала-идеи, на основе которых осуществляется выбор норм, формулируются критерии желаемого (идеального) в системе регулируемых отношений. Принципы в процессе развития общества также приобретают определенные формы и черты. Выступая в качестве категории правосознания, они выражаются в виде идей, основанных на объективных закономерностях общественного развития и научного знания и составляющих ценность для человеческой жизнедеятельности. Приобретая свойства правовых регуляторов, принципы в современный период в научной литературе все чаще формулируются как «правовые принципы» и «принципы права» создают определенные модели для правотвотворчества и правоприменения. Соглашаясь с В.В. Ершовым, стоит отметить, что, несмотря на свою теоретическую и практическую значимость, проблема принципов права в современной правовой науке и учебной литературе по общей теории права и государства необходимой популярностью не пользуется [12].

Принципы как источник права, социальный регулятор необходимы человеку для обеспечения прав и свобод, обществу – в целях самосохранения, государству – для получения желаемого поведения от индивида или иных субъектов общественных отношений, в связи с чем право традиционно воспринимается как социальная ценность.

Ведущее место в системе принципов занимают гуманитарные принципы.

Учитывая, во-первых, разнообразие взглядов относительно сущности источников и форм права в юриспруденции; во-вторых, интеграцию и усложнение правового пространства; в-третьих, рост взаимовлияния международного и национального права, полагаем, что исследование вопроса об определении места гуманитарных принципов в системе источников права, зафиксированных в определенных формах как международного, так и национального права, является необходимым условием гармоничного развития в целом правового регулирования и гармонизации отношений в системе человек – общество – государство-человечество.

Гуманитарные принципы – основные нормативные регуляторы права. Аналогичным образом такие принципы присутствуют и предопределяют содержание религиозных, нравственных норм, норм общественных организаций.

Соотнося источник и форму права как родник и колодец, полагаем, что гуманитарные принципы являются концептуальной основой, источником, предшествующим формулированию определенных предписаний, развивающих общепризнанные принципы, содержащиеся в нормативных договорах, нормативных правовых актах, правовых обычаях, религиозных текстах, юридических доктринах, судебном прецеденте.

Соглашаясь с О.Л. Лейстом, что принципы вынесены за скобки норм-правил и обретают юридическую силу только в составе каждой из них [13], следует также отметить позицию А.В. Полякова, утверждающего, что «деятельность человека, типизируясь, «отливается» в социально значимые, имеющие ценностное значение. Особое место среди них занимают правовые тексты – различные обычаи, мифы, законы, инструкции, договоры и т.д. Заключенное в них нормативное содержание может при определенных обстоятельствах получить социальную легитимацию и быть легитимировано как правило поведения (норма), которое наделяет определенных субъектов правами и обязанностями и тем самым реально определяет их поведение. Таким образом, правовые нормы существуют не сами по себе, а в своеобразных «обертках» из различных правовых текстов, которые есть письменные или устные, но обязательно языковые источники. Но если такая «обертка» из закона не констатирует (не образует правовой нормы и не определяет правовой нормы и не определяет правило поведения субъектов (например, вследствие явного несоответствия между социальными представлениями о должном поведении и тем правилом, что получило законодательную форму), то она и не является источником нормы права, ни соответственно источником прав и обязанностей, хотя социальная власть и принуждала к такому признанию» [14].

Важно учитывать, что гуманитарные принципы, существовавшие еще до образования государства, трансформируются с учетом развития цивилизации, однако в вопросах, затрагивающих религиозные устои и общечеловеческие нравственные ценности, сохраняют устойчивость. Следовательно, гуманизм является проявлением нравственности в праве. Право и нравственность соотносятся между собой как две категории, взаимовлияние которых постоянно усиливается и гармонизируется по мере гуманизации государств и сообществ, общественных и межличностных отношений, повышения уровня морализации правовых институтов и механизмов, их социально-регулятивного воздействия, вхождения в международную и государственную правовую практику нравственных ориентиров как общепризнанных принципов и норм.

Сущностью гуманитарных принципов является проведение через их содержание идеи гуманизма, то есть определение отношения ко всему с точки зрения выражения интересов и потребностей как отдельного человека, так и человечества в целом. Принцип гуманизма – это универсальный принцип, сам по себе являющийся гуманитарным принципом, но относящимся к фундаментальному, основополагающему принципу. На его основе формулируются все другие гуманитарные принципы. Это означает, в частности, что без этой основы такие принципы-ценности, как свобода, политический плюрализм, демократия, устойчивость развития и другие не могут иметь гуманитарного характера.

Таким образом, гуманитарные принципы – один из источников права, их можно обозначить как выработанные в ходе развития цивилизации нравственно-этические и социально-значимые идеи, руководящие начала - стандарты поведения, отвечающие интересам и потребностям отдельного человека и человечества в целом и определяющие ориентиры-ценности в правовом регулировании общественных отношений.

С точки зрения сферы регулирования гуманитарные принципы, закрепленные в праве, можно разграничить на гуманитарные политические, социальные, экономические, духовно-культурные правовые принципы.

Гуманитарные политические правовые принципы группируются по признаку определения политических отношений, управления государством, межгосударственными отношениями. Эти принципы можно разграничить на две группы: принципы внешнеполитической деятельности и принципы государственности. К гуманитарным принципам внешнеполитической деятельности относятся: неприменение силы и угрозы силой, мирное разрешение споров, добросовестное выполнение обязательств, равноправие и самоопределение народов, невмешательство во внутренние дела государств, политический консенсус, справедливый международный порядок. Гуманитарными принципами государственности, в случае, если они основываются на принципе гуманизма, являются демократия, политический плюрализм, стабильность государств, народовластие, участие граждан в управлении государством и др.

Гуманитарные социальные правовые принципы отражают задачи управления обществом, его консолидации, гуманного сосуществования и взаимодействия людей между собой. К таким принципам относятся: уважение прав человека, братство, равенство, свобода, мир, ответственность за будущие поколения, единство, устойчивость, благополучие, социальный гражданский долг, единство, запрет пропаганды войны, отказ от агрессивных войн; разоружение и регулирование вооружений, справедливость, солидарность, этно-национальное примирение, общественное согласие,

Гуманитарные экономические правовые принципы в немалой мере связаны с социальными и политическими. К экономическим правовым принципам можно отнести такие как экономическая сбалансированность, свобода экономической деятельности, социально-ответственная экономика, экономическая солидарность, экономическая устойчивость и др.

Гуманитарные духовно-культурные правовые принципы тесно связаны с нравственными и религиозными ценностями (вероисповеданием). К таким принципам-ценностям, упоминаемым в праве, относятся: человеческое достоинство (его защита), справедливость (вера в справедливость), добро (вера в добро, верность идеалам добра), добродетель, любовь, любовь к Отечеству, красота, гармония, совесть, вера в Бога, ответственность перед Богом, ответственность перед человечеством, толерантность, терпимость и др. Особенностью этих принципов-ценностей является то, что они носят квазиправовой характер, их трудно однозначно определить, измерить, применить. Эти принципы служат лишь общим оценочным ориентиром, критерием человеческой деятельности в самом широком смысле.

По другим критериям гуманитарные принципы разграничиваются на общепризнанные и неустоявшиеся, на универсальные и специальные, на отраслевые и функциональные.

Гуманитарные принципы в синхроническом измерении за счет постоянного повторения становятся общепризнанными в международном и национальном праве, находят свое выражение в различных отраслях права, воспроизводясь в той или иной форме. Соответственно в научной литературе гуманитарные принципы в зависимости от отрасли рассматриваются как международно-правовые принципы, конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.

В юридической литературе широко исследуются отраслевые принципы. Учеными высказывается позиция о том, что соответствующие отраслевые правовые принципы, не получившие по разным причинам письменного закрепления вообще или провозглашенные в документах неправового или квазиправового характера (декларациях, доктрине), следует признать особым источником права [15].

Гуманитарные правовые принципы могут также классифицироваться с точки зрения уровня правового регулирования на международно-правовые и национальные (государственные) правовые. Между тем важно учитывать, что большинство общепризнанных международно-правовых принципов являются одновременно национальными, закрепляемыми в конституциях государств, поэтому для гуманитарных принципов такая классификация условна. Интегральный характер гуманитарных принципов уже был обозначен применительно к характеристике принципов мира [16, c. 71-136].

Структуризация принципов с точки зрения их содержания обусловлена мировой практикой формирования и развития политико-правовых идей общественного развития и государственности. Современное международное право и национальное право закрепляют довольно разнообразную систему гуманитарных принципов, предопределяющих взаимоотношения между государствами и другими субъектами публичных отношений, характер государственной деятельности, взаимоотношения государства с личностью и обществом. Принципы международного и национального (прежде всего, конституционного) права разделяются на основные (основополагающие) и дополнительные; всеобщие (закрепленные в многосторонних международно-правовых документах) и региональные (зафиксированные в региональных международно-правовых документах); универсальные и специальные.

Важное место в исследуемой системе занимают основные общепризнанные принципы, которые представляют собой фундаментальные идеи формирования, функционирования и развития общественных, международных и государственно-политических отношений. Критериями отнесения принципов к основным общепризнанным являются их универсальность и признание большинством государств (нациями) мирового сообщества. Об этом, в частности, говорится в п. «с» ст.38 Статута Международного Суда ООН: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

В настоящее время отсутствует какая-либо единая, устоявшаяся классификация общепризнанных принципов. Как в международно-правовых актах, так и во внутригосударственном законодательстве можно обнаружить разнообразие регулирования в этом вопросе. Признавая, что такие принципы должны быть общими для международного и внутригосударственного права, некоторые ученые считают, они «не могут носить правового характера, то есть быть правовыми нормами, поскольку правовых норм, общих и для международного, и для внутреннего права, нет» [17, c. 44]. Думается, что такой взгляд не отвечает нынешним реалиям: современное национальное право буквально пронизано международными принципами общего характера.

В международно-правовом измерении гуманитарные принципы как источник права представляют собой сформированные в международных правовых актах ценностные ориентиры для государств-участников, направленные на решение наиболее существенных вопросов международной жизни, сохранение и развитие человечества, обеспечение баланса интересов.

При этом в международно-правовых документах наблюдается соединение всех видов принципов, разграничиваемых с точки зрения сферы регулирования (политические, социальные, экономические, духовно-культурные принципы права).

Более чем вековая практика интенсивной выработки мировым сообществом общих подходов к международному сотрудничеству и государственному развитию позволила определить основополагающие идеи и сформулировать их в ведущих международно-правовых актах

В современный период основные общепризнанные принципы зафиксированы, прежде всего, в таких фундаментальных международно-правовых актах, как Устав ООН (26 июня 1945 г.); Декларация ООН 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН; Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, утвержденная Заключительным актом СБСЕ 1975 г.; Всеобщая декларации прав человека ООН 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г.; Венская Конвенция о праве международных договоров 1969 г.; Венская Конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г., Декларация о праве на развитие (Резолюция ГА ООН от 4 декабря 1986 г. № 41/128) и др.

На международном региональном уровне также происходит процесс формирования общих принципов. В частности, в рамках Европейского Союза и Совета Европы выработаны основные правовые принципы, которыми руководствуются государства-участники данных организаций. Установленный международно-правовыми актами перечень дополняется международно-правовой практикой и получает свое уточнение в решениях судебных и квазисудебных органов международного уровня.

Так, например, ключевое значение в формировании гуманитарных принципов имеет Устав ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года). В Преамбуле Устава говорится о вере народов объединенных наций в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций. Принимая Устав ООН, народы заявляют о готовности создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить силы для поддержания международного мира и безопасности.

Необходимо отметить, что в международно-правовом измерении акцент больше делается на принципы внешнеполитической деятельности.

Исходя из смысла положений Устава ООН, Декларации ООН 1970 г. о принципах международного права, Заключительном акте СБСЕ 1975 г. основными принципами взаимоотношений государств обозначены: 1) поддержание международного мира и безопасности; 2) коллективное сотрудничество по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии или других нарушений мира (обязанности государств сотрудничать друг с другом); 3) улаживание и разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; 4) уважение принципа равноправия и самоопределения народов, права народов распоряжаться своей судьбой; 5) воздержание в международных отношениях от угрозы силой или ее применения; 6) территориальная неприкосновенность государств и нерушимость границ; 7) невмешательство во внутренние дела государств; 8) воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера; 9) принцип суверенного равенства государств; 10) добросовестное выполнение государствами обязательств по международному праву.

Гуманитарными принципами-ценностями пронизана Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. – последний по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимый «билль о правах». Он как бы подводит итог всему предшествовавшему развитию идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире. Совет Европы и формируемое на его основе право, регламентирующее права человека, оказали огромное влияние на содержание и дух этого документа [18, c. 1123-1125].

Находящаяся одновременно в сфере действия и конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Преамбула как бы предваряет логику закрепления в тексте Хартии прав и свобод человека вокруг семи основополагающих принципов-ценностей, воплощающих в себе единый комплекс, составляющий правовой статус личности: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства. Особо подчеркивается, что эти принципы основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы (абз. 2). Соответствующим образом названы и главы Хартии: I – Достоинство, II – Свободы, III – Равенство, IV – Солидарность, V– Гражданство, VI – Правосудие. Соединенные вместе они и формулируют те основы, которые определяют то, что мы называем гуманизмом и демократией.

В национально-правовом измерении гуманитарные принципы находят свое выражение в конституциях и законодательстве государств, сформулированные как ценностные ориентиры, направленные на установление как конституционного строя в целом («Основ конституционного строя»), так и его отдельных институтов (политическая и экономическая системы, правовой статус человека и гражданина, порядок формирования и функционирования высших органов власти, где человек является высшей ценностью, и др.).

Среди правовых принципов права наибольший интерес в правовой науке вызывают конституционные принципы.

Как отмечает И.А. Алебастрова, исследуя вопросы формы выражения конституционных принципов и их места в системе права и его источников, авторы любой конституции при ее разработке руководствуются теми или иными принципами, проводят определенную политическую, правовую, экономическую идеологию, основываясь на той или иной концепции государства [19].

Отечественные ученые предпринимают попытку дать определение и классифицировать конституционные принципы.

Так, Н.В. Витрук отмечает, что под конституционными принципами понимаются общие, руководящие начала конституционного регулирования, обладающие высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяющие развитие всей системы правового регулирования [20]. Конституционные принципы вытекают из существа самой правовой материи, имеют объективный характер. Это означает, что они не изобретаются, а обнаруживаются в ходе конституционно-правовой практики. В этом смысле они выражают в концентрированном виде мировой опыт развития конституционно-правового регулирования [21].

Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин классифицируют конституционные принципы по характеру их содержания на универсальные (всеобщие), особенные и единичные [22].

В текстах конституций как основе гуманитарно-правового развития личности, государства, общества, экономики проявляется диалог поколений, мировоззрений и личностей, целью которого является сохранение духовности, доверия, достоинства.

В национальном праве европейских государств наибольший удельный вес гуманитарных принципов содержится в преамбулах конституций. В преамбуле Конституции Албании от 21 октября 1998 года говорится о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность перед будущим, достоинство человеческой личности, общественное согласие, справедливость, мир и согласие между нациями [23].

Княжество Андорра в преамбуле своей Конституции от 14 марта 1993 года заявило о решимости настойчиво содействовать реализации таких ценностей, как свобода, справедливость, демократия и общественный прогресс, сохранять и развивать гармоничные отношения Андорры со всем остальным миром на основе взаимного уважения и мирного существования и в особенности с соседними странами. Конституция Княжества призвана внести свой вклад и оказать поддержку всем совместным действиям Человечества, особенно по сохранению целостности Земли и в гарантировании благоприятной окружающей среды будущим поколениям. Согласно преамбуле девиз Андорры «Добродетель, Единство, Сила» более чем в течение семи веков составлял основу мирного пути Андорры, сохраняя свою животворность, всегда вдохновлял действия андоррцев [24].

Конституция Болгарии от 13 июля 1991 г., стремясь выразить волю болгарского народа, заявляет о своей приверженности общечеловеческим ценностям: свободе, миру, гуманизму, равенству, справедливости и терпимости; возводит в высший принцип права личности, ее достоинство и безопасность [25].

Турция в своей Конституции от 7 ноября 1982 г. подчеркивает в своей преамбуле, что мирная жизнь граждан основана на безусловном соблюдении прав и свобод друг друга, взаимной любви и товариществе, а также веры в принцип: «Мир в доме, мир в мире» [26].

Некоторые государства, сохраняя традиции признания теологического источника права, неразрывно рассматривают веру в Бога и нравственность как единую основу конституционных принципов (ценностей, целей). Для таких стран характерно сочетание теологической и естественно-правовой концепций в определении системы гуманитарных принципов как высших ценностей.

В частности, согласно преамбуле Конституции Польши от 2 апреля 1997 года польский Народ – все граждане Республики, как верующие в Бога, являющегося источником истины, справедливости, блага и красоты, так и не разделяющие этого верования, а выводящие эти универсальные ценности из других источников, равны в правах и обязанностях по отношению к общему достоянию. Одновременно преамбула Конституции Польши говорит о культуре, коренящейся в христианском наследии Народа и общечеловеческих ценностях, о чувстве ответственности перед Богом или перед собственной совестью [27]. Об ответственности перед Богом, собственной совестью, предшествующими, нынешним и грядущими поколениями говорится также в Конституции Украины от 28 июня 1996 года [28].

Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 года начинается также со словами о Боге: «Во имя Всемогущего Бога! Швейцарский народ и кантоны, чувствуя ответственность перед Творением, стремясь обновить Союз, чтобы упрочить свободу и демократию, независимость и мир в духе солидарности и открытости миру, проявляя волю жить, взаимно учитывая и уважая их многообразие в единстве, в осознании совместных достижений и ответственности перед будущими поколениями, будучи уверены, что свободен лишь тот, кто использует свою свободу, и что сила народа измеряется благом слабых, дают себе следующую Конституцию…».

Об ответственности перед Богом говорится в преамбуле Основного закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г.: «Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, воодушевленный желанием служить делу мира во всем мире в качестве равноправного члена в объединенной Европе, немецкий народ в силу своей учредительской власти дал себе настоящий Основной закон».

Примером наиболее глубокой привязанности теологической идеи к конституционным принципам гуманизма является Конституция Греции от 11 июня 1975 года, которая начинается со слов «Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы».

В Конституции Российской Федерации нравственные ценности нашли свое закрепление в самом общем виде в тексте преамбулы, где отмечается, что «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Наиболее приемлемый путь регулирования гуманитарных принципов – определение ценностей как высших благ, защищаемых государством отдельной статьей. К примеру, в ст. 2 Конституции Швейцарской Конфедерации закрепляется, что государство защищает свободу и права народа, охраняет независимость и безопасность стран; способствует совместному благосостоянию, устойчивому развитию, внутренней сплоченности и культурному многообразию страны; заботится о возможно большем равенстве шансов для гражданок и граждан; выступает за длительное сохранение естественных основ жизни и за мирный и справедливый международный порядок.

В Основном законе ФРГ от 23 мая 1949 г. определяются следующие цели-принципы: 1) человеческое достоинство неприкосновенно, уважать и защищать его – обязанность всякой государственной власти (ст. 1, (1)); немецкий народ в силу этого признает нерушимые и неотчуждаемые права человека как основу всякого человеческого сообщества, мира и справедливости в мире (ст. 1, (2)); нижеследующие основные права обязательны для законодательной, исполнительной власти и правосудия как непосредственно действующее право (ст. 1, (3)).

Согласно ст. 2 Конституции Греции уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства. Греция, следуя общепризнанным нормам международного права, стремится к укреплению мира, справедливости, а также к развитию дружественных отношений между народами и государствами.

Примером наиболее развернутого определения гуманитарных принципов, защищаемых государством, можно назвать Конституцию Македонии от 17 ноября 1991 года. Однако перечень принципов в ней, как и в конституциях других европейских стран Европы, приводится в хаотичном порядке, без какой-либо систематизации. Согласно ст.8 Конституции Македонии основополагающими ценностями конституционного устройства Республики являются: основные свободы и права человека и гражданина; свободное определение национальной принадлежности; верховенство права; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм; свободные, прямые и демократические выборы; правовая защита собственности; свободный рынок и предпринимательство; гуманизм, социальная справедливость; солидарность; местное самоуправление; обустройство и гуманизация территории, охрана и улучшение окружающей среды и природы; уважение общепринятых норм международного права.

Практически во всех европейских государствах конституции закрепляют принципы, связанные с естественно-правовой концепцией прав и свобод: равноправия мужчины и женщины, равенства всех перед законом (судом), неприкосновенности личности, презумпции невиновности, равноправия форм собственности, свободы экономической деятельности, разделения властей, народовластия, представительной и непосредственной демократии, правового государства, верховенства права и др.

Обобщая изложенное, необходимо отметить следующее. Широкое распространение гуманитарных принципов в праве, их различное понимание, разрозненное и бессистемное изложение как в международно-правовых документах, так и в конституциях государств обуславливают важность исследования их природы и системы, определения того необходимого круга гуманитарных правовых принципов, которые формируют международно-правовой и конституционно-правовой режим гуманитарного развития мирового сообщества и государств. Наряду с надлежащим правовым регулированием названных принципов не менее существенное значение имеет формирование правовых механизмов их реализации. В единстве регулирование и реализация гуманитарных принципов обеспечат их переход из состояния источников права в гуманитарные принципы-нормы права.

Литература и примечания

1. В узком смысле гуманитарные принципы были зафиксированы как правовое явление в «Основных принципах Красного Креста и Красного Полумесяца», принятых в 1965 году.

2. Умнова И.А. Право мира. Курс лекций. М.: ЭКСМО, 2011.

3. Истоки и источники права: Очерки / под ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2006.

4. Право – один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений, общепризнанного определения права не существует и в современной науке.

5. Власова Т.В., Дуэль В.М., Занина М.А. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: РАП, 2011.

6. Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972.

7. Ершова Е.А. Конституция Российской Федерации как основополагающая форма российского трудового права // Российское правосудие. 2007. №10 (18); Ершов В.В. Система форм права в Российской Федерации // Российское правосудие. 2009. № 1.

8. Марченко М.Н. Источники права. М., 2002.

9. Ершова Е.А. Указ. соч.

10. Овсепян Ж.И. Статус общепризнанных принципов и норм международного права в конституционно-правовой системе России // Конституционное и муниципальное право. 2011. №7; Ершов В.В. Основополагающие принципы российского права // Российское правосудие. 2008. №11 (31); Витрук Н.В. Верность Конституции. М. Изд-во РАП, 2008; Толстик В.А. Международное право в правовой системе России: проблема включения и иерархического решения / Общепризнанные принципы и нормы международного права. М.: Международные отношения, 2004 и др.

11. Байтин М.И. О принципах и функциях права: новые моменты // Известия вузов. Правоведение. 2000. №3.

12. Ершов В.В. Основополагающие принципы российского права // Российское правосудие. 2008. № 11 (31).

13. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. / Под ред. Проф. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2000.

14. Поляков А.В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001.

15. Люфшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: Прогресс-Универс, 1993.

16. Умнова И.А. Право мира. М.: ЭКСМО, 2010.

17. В частности, такой точки зрения придерживаются авторы учебника Международное право.  М.: МО, 1999.

18. Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003.   

19. Алебастрова И.А. Конституционные принципы: форма выражения, место в системе права и его источников // Конституционное и муниципальное право. 2007. №8.

20. Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2008.

21. Там же.

22. Сравнительное конституционное право / Отв. Ред. В.Е. Чиркин. М., 2002.

23. URL: http://worldconstitutions.ru/

24. Там же.

25. Конституции государств Европы: В 3 т. М.: Издательство НОРМА, 2001.

26. Конституция Турции (Турецкой Республики) от 7 ноября 1982 г. // URL: http://www.turtsia.ru/rus/index/tureckoe_zakonodatelstvo/konstituciya_tureckoj_respubliki

27. Конституции государств Европы: В 3 т. М.: Издательство НОРМА, 2001.

28. Там же.